Полная история храма

Село Бусаево расположено в Клепиковском районе Рязанской области и является административным центром Бусаевского сельского поселения.

Село впервые упоминается в XVIII веке.

Под 1846 годом село показано как Вармино-Бусаево.

В «Списке населённых мест Российской Империи» за 1862 год село упоминается с двойным названием – Бусаево (Варакша) при речке Варакше.

В начале XX века с. Бусаево именовалось еще и как Воронкино по масти вороных лошадей. (Местные жители, по-видимому, занимались извозом).

Существовавшая в с. Бусаево деревянная Казанская церковь с приделом в честь св. Анны Пророчицы была построена в 1846 году. Для служения в зимнее время была устроена тёплая, тоже деревянная, церковь в честь св. вмц. Параскевы

Деревянная Казанская церковь с престолом в честь св. Анны Пророчицы в с. Бусаево была построена на средства крестьянина этого села, бывшего вотчинного бурмистра помещика Владимира Михайловича Римского-Корсакова, Фёдора Ивановича Серова и освящена в 1847 году. Для служения в зимнее время в 1882 году на средства прихожан была построена ещё одна церковь в честь св. вмц. Параскевы с престолом в честь Успения Божией Матери, которая была освящена 19 декабря 1882 года.

Обе церкви были деревянные на каменном фундаменте, покрыты железом, окрашенным медянкой. Утварью были обеспечены достаточно.

По штату в причте состояли: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

Имелись в приходе школы: 2 земские в с. Бусаево и д. Горячкино и 2 церковно-приходские школы – одна в д. Павлово, а другая в д. Озерье.

Казанская церковь с. Бусаево относилась к 5-му рязанскому благочинническому округу.

Иконостас церкви по высоте в 5 ярусов. На царских дверях (из продольного решетника с редкими поперечинами) изображена Тайная вечеря так: в середине царских врат Иисус Христос, преломляющий хлеб, и по оби стороны Его расположено 6 Апостолов (на половинках дверей).

Вокруг зимнего храма были посажены тополя. На окнах обоих храмов были кованые узорчатые решётки. При приходе была богатая библиотека.

В воскресные и праздничные дни совершалось две Божественные Литургии – «ранняя» и «поздняя». Богослужения совершались до 1930 года. Тогда же были сняты колокола.

На 1880 год в состав Казанского прихода, кроме села входили 15 деревень, в которых мужчин было 2131, а женщин – 2219. В приход с. Бусаево кроме самого села и деревень округи входили с.Гришино Клепиковского района и с. Гиблицы Касимовского района.

В 1880 г на территории прихода выявлена беспоповщинская секта, в ней состояли 12 мужчин и 14 женщин.

В 1892 году раскольников в приходе насчитывалось 11 мужчин и 16 женщин.

Для приобщения сектантов к православной вере организовывались религиозно-нравственные чтения.

На 1894 год в Казанском приходе числилось 2505 детей.

В 1905 году село являлось административным центром Верейской волости Рязанского уезда и имело 214 дворов при численности населения 1413 человек.

На 1915 год состав прихода с. Бусаево и 13 деревень состоял из 983 хозяйств, в которых числилось 3468 мужчин и 3473 женщины.

В начале XX века в селе была построена кирпичная колокольня с деревянной лестницей и двумя внутриколокольными площадками. Колокольня выполнена в стиле эклектики (стилизации) с доминирующими древнерусскими стилями XVII века, такими как русское узорочье и шатровым. Житель д. Корякино Храмов Терентий (1878 г. р.) участвовал в строительстве колокольни. Он вёл дневник. Из его записей мы узнаём, что глину для строительства колокольни копали около д. Корякино. За привезённый кирпич выдавалось вознаграждение 1 или 3 копейки. Строительство велось приблизительно 5 лет. Вокруг колокольни было 3 колодца. Из воспоминаний Серовой Клавдии Ивановны: «Колокол для колокольни отлит на средства Серова Василия. Семья жила зажиточно, имела свои земельные наделы. Сын Василия Кузьма Васильевич (1881-01.01.1943 гг.) служил в церкви дьяконом, был регентом церковного хора».

К колокольне планировалось пристроить кирпичный храм, однако этот проект осуществить не удалось из-за начавшейся в 1914 году Отечественной войны.

В 1963 г. в с. Бусаево молния разрядилась на металлическом кресте колокольни, деревянная часть колокольни сгорела. Упавший крест был отнесен местными жителями на кладбище, который простоял там до 2014 г. В 2014 году крест был отреставрирован силами жителей с. Бусаево.

Воспоминание о пожаре.

«Я, Малышева Евдокия Федоровна (12.02.1925 г. р.), переехала в с. Бусаево из в д. Ювино в мае 1950 года.

Пожар колокольни помню отлично. Произошло это в июле 1963 года.

Началась гроза примерно в 17:00-17:30, в это время начался сеанс мультфильмов в сельском доме культуры.

Разряд молнии ударил в крест на колокольни. Сначала появился маленький дымок, далее огонь разгорался с большей силой. К 19:00 вся деревянная часть колокольни сгорела. Крест упал на землю. Согнулся.

Старшее поколение женщин: Баскакова Прасковья, Платонова Федосья, Ракчеева Евгения Ивановна, Волкова Юлия, Другова Наталья и другие, подняли крест с земли и отнесли на кладбище». 04.10.2015 г.

Известно, что священнослужителями на приходе были:

  • Алексий Фёдорович Виноградов (служил 1847-58 гг.),
  • Иоанн Иванович Соколов (служил 1850-1860 гг.),
  • Иосиф Дроздов (? – умер 1868/69 г.),
  • Николай Кондратьевич Петропавлов (1860 -?), … назначен священником. Награжден набедренником (Ряз епарх. вед.- 1871/72, №1). Поручено исправление благочиннической должности (Ряз епарх. вед.- 1871/72, №20). 1873–1894 – настоятель прихода. Утвержден в должности благочинного в 5-м благочинническом округе Рязанского уезда (Ряз епарх. вед. – 1880, №15). Награждён (3-9.04.1898) наперсным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода (ЦВ №18-19 1898). (АК 1912).
  • Иоанн Митрофанович Красильников (служил 1869-1894 гг.), священник села Чулково Пронского уезда (с 1853 г.). Перемещен в село Бусаево Рязанского уезда (Ряз епарх. вед. – 1868/69, №23). По штату 1873 – помощник настоятеля. Награжден набедренником (Ряз епарх. вед.- 1871/72, №9). Уволен за штат (1894, №5). По указу Святейшего Правительствующаго Синода от 27 июня 1894 года за № 2883 с 23 февраля 1894 года назначена пенсия в размере 130 руб.. (Ряз епарх. вед.- 1894. -№15. – С.570). Скончался в 1903/04 г.,
  • Георгий Житов (1894 март) – надзиратель Рязанского духовного училища рукоположен во священники к церкви с. Бусаево Рязанского уезда. Утвержден в должности законоучителя 2-го Бусаевского народного училища. (Ряз епарх. вед.- 1894, №5)
  • Николай Новиков ( ?-1905 гг.),
  • Михаил Николаевич Соколов (1905-1918 (?) гг.),

В 1918 г. священник Соколов был арестован и вот что сообщает священник Д. Эвергипов: «Рязань, тюрьма, 1918 год. Священник о. Д. Эвергипов в своем рапорте на имя Рязанского Преосвященного сообщает, что: «На Масленице в тюрьму был посажен священник <…> о. Соколов. Пред тем в 5 Рязанском округе было окружное собрание, на котором обсуждались меры охранения церквей от нападений. Постановлено было обратиться к населению с воззваниями. О. Соколов и его церковный староста (имя которого не сообщается) приготовили эти воззвания, но об этом узнал местный волостной комиссар, арестовал их обоих и отправил в Рязань, где они оба были посажены в тюрьму. Придя в субботу в тюрьму служить всенощную, я счел долгом посетить этого священника, хотя и не был знаком с ним, но бывшими в то время на дежурстве надзирателями не был допущен к ним. Между тем как ко всем другим арестантам я всегда имел доступ и в течении восьмилетней службы там, никогда такого случая не было. В оправдание этого поступка своего они говорят, «никто не запрещал нам допускать вас, но боимся как бы из этого чего не вышло, и как бы нам не «попало» от комиссара». Искать защиту не у кого, и потому пришлось уступить…».

Дальнейшая судьба священника отца Михаила Соколова неизвестна.

  • Сергий Николаевич Петропавлов (служил 1914-1930 гг.).

28 сентября 1930 года о. Сергий Петропавлов был осуждён тройкой при ПП ОГПУ Московской обл. Обвинён по статье 58-10 УК РСФСР и приговорён к 3 годам высылки в Казахстан г. Семипалатинск. Вернулся из ссылки о. Сергий только через 10 лет. Все эти годы жители села, кто чем мог, помогали его супруге матушке Пелагее. Во время войны в доме о. Сергия жили эвакуированные из г. Ленинграда блокадники, позднее в нём была открыта мастерская.

О. Сергий Петропавлов реабилитирован Рязанской областной прокуратурой, основание: Указ ПВС СССР от 16.01.89. (Источник: Книга памяти Рязанской обл. Все права: сайт Благотворительный фонд «Русское православие»).

Штатные диаконы

1885–1894 – Петропавлов Алексий Петров сын исправляющего должность псаломщика села Малива Егорьевского уезда. Бывший воспитанник IV класса Рязанской Духовной семинарии. (1885, №15).

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы):

1–я вакансия:

1873–1883 – Никитский Петр, диакон (по штату 1873 – штатный. Определен на священническую вакансию помощником настоятеля в село Никольское (Пиковы Рясы) Раненбургского уезда).

1883–1885 – Малинин Павел.

2–я вакансия

1873–1882 – Троснин Борис, причетник (по штату 1873 – штатный).

1882–1885 – Зарницын (Зорницын) Иоанн, бывший воспитанник Рязанского духовного училища. Определен сверхштатным причетником в село Бусаево Рязанского уезда (1882, №22). Уволен от должности причетника (1885, №11).

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1894 – Малинин Павел.

Сверх штата

1873–1882 – Гиляров Георгий †1882 (по штату 1873 – сверхштатный) заштатный дьячок, причетник.

Церковные старосты:

1860-1875 – крестьянин Павел Семенов.

1875-1897 – крестьянин Филипп Степанов Жулёв.

1897-1915 – крестьянин Степан Жулёв.

03.02.1915-1917 – крестьянин Жулёв Федот (Осин). (Сборник статистических сведений.

1917-… Другова Любовь (д. Лысово).

Орлов Николай, послушник Рязанского Троицкого монастыря. Определен на пономарское место в село Бусаево Рязанского уезда (1870/71, №7).

В советское время летний храм был превращён в зернохранилище и склад, зимний – в школу. Иконы из закрытых храмов жители села взяли по домам.

В дальнейшем летний храм был превращён в клуб.

4 мая 1951 года Рязоблисполкомом было принято решение о переоборудовании здания недействующей церкви с. Бусаево под клуб.

Школа, преобразованная из зимнего храма, сгорела в 1985 году.

24 апреля 2002 года, по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона была зарегистрирована православная община Казанского прихода с. Бусаево, и ей было передано здание клуба (в прошлом храма).

С тех пор силами жителей села, окрестных сёл и деревень, а так же дачников началось восстановление храма и приходской жизни, начали совершаться молебны и заупокойные службы. Окормление прихода было поручено протоиерею Сергию Богвалёву, священнику Преображенского прихода г. Спас-Клепики.

26 декабря 2012 года Преосвященнейшим Дионисием епископом Касимовским и Сасовским на приход был назначен настоятель.

7 января 2013 года на праздник Рождества Христова в храме была совершена первая с 1930 года Божественная Литургия.

Теперь в храме регулярно совершаются богослужения, в том числе Таинства Евхаристии, Крещения, Исповеди, Венчания (Брака) и Соборования (Елеосвящения). Приход посещают жители с. Бусаево, окрестных сёл и деревень, а также дачники.

13 июля 2013 года в день Собора славных и всехвальных Апостолов епископом Касимовским и Сасовским Дионисием был совершён чин Великого Освящения храма. При Освящении храма в основание престола были положены мощи сщмч. Владимира Четверина пресвитера ( + 1918 г., память 2 сентября нового стиля). Владыке Дионисию сослужили священнослужители Клепиковского благочиния.

В течение всего 2015 года силами прихода проводились ремонтно-восстановительные работы на находившейся в аварийном состоянии колокольне.

На высоту 27 метров была смонтирована металлическая сварная лестница с двумя внутриколокольными площадками и двумя люками в них.

По причине изначального отсутствия пола, внутри колокольни был устроен насыпной песчаный пол на высоту 70 см. А со стороны северного, южного, восточного и западного входов в колокольню были сложены ступени (по 3 с каждой стороны). На ступени и пол колокольни была уложена тротуарная плитка.

На проходы в колокольню были установлены распашные 2-х створчатые ворота (восток-запад) и решётки (север-юг).

На всех трёх ярусах колокольни была удалена растительность и загрязнения, проведена вычинка и укрепление кирпичной кладки, ярусы с закомарами и декоративными выступающими элементами окрыты металлической кровлей с полимерным покрытием.

Был устроен пол уровня звона со скатом для стока дождевой воды, смонтированы и установлены две утерянные декоративные оградки на ярусе уровня звона, устроено навершие колокольни, состоящее из шатровой крыши, барабана, главы и Креста, установлен молниеотвод.

4 ноября 2015 года, в день приходского престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери был совершён чин благословения и освящения новосооружённого Креста. По окончании чина прихожане и гости прихода приложились к новоосвящённому Кресту и с праздничными и соответствующими событию песнопениями совершили крестный ход вокруг приходской колокольни. После завершения крестного хода Крест был установлен на новосооружённое навершие колокольни.

Настоятель прихода и прихожане благодарят Бога и молятся за всех, кто принял посильное участие в ремонте колокольни.

 

N. B. При составлении рассказа использованы:

Добролюбов И. В. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии», 1884 г.;

Труды РУАК. – 1894. – Т. IX. – вып. 1-2;

Рязанские епархальные ведомости.- 1880. – № 15. – С.280;

Рязанские епархальные ведомости. – 1894. – №1. – С. 14;

Оленев М. Б. Сборник справочных материалов по истории Рязанского края.

Кн. 3. Ч. 1. – Рязань, 2009. – С. 113.;

Большаков В. В. Русь возродится верой. Храмы центральной Мещёры.-М.: Вече, 2014;

Воспоминания старожилов с. Бусаево и окрестных деревень.